Людмила Катаргина, главный дет­ский офтальмолог, заместитель директора по научной работе ФГУ «МНИИ ГБ им. Гельмгольца» Минздрава России, руководитель отдела патологии глаз у детей. Школа... Детский офтальмолог: «Методы улучшения зрения у детей уже существуют»

Людмила Катаргина, главный дет­ский офтальмолог, заместитель директора по научной работе ФГУ «МНИИ ГБ им. Гельмгольца» Минздрава России, руководитель отдела патологии глаз у детей.

Школа – к очкам?

Лидия Юдина, «АиФ Здоровье»: Людмила Анатольевна, считается, что ничто так не портит детское зрение, как школа. Насколько это соответствует действительности?

Людмила Катаргина: Многое зависит от причин снижения зрения. Если речь идёт о болезнях глаз, то зрение может быть снижено с рождения или начать снижаться в любой другой период жизни. Если говорить о миопии (близорукости), то эта проблема чаще начинает развиваться в старшем дошкольном возрасте, в период резкого нарастания зрительных нагрузок (особенно если ребёнок много времени проводит с гаджетами), и достигает максимума в школьные годы.

По данным статистики, в 1-м классе миопия фиксируется у 4,1–8,6% учащихся. Среди выпускников общеобразовательных школ частота миопии достигает 26%, гимназий и лицеев – 50%.

К сожалению, зрение современных детей с каждым годом становится хуже – офтальмологи последние 10 лет отмечают рост заболеваемости миопией. По данным диспансеризации в РФ, частота миопии увеличилась в полтора раза и возросла её степень.

– В ухудшении зрения часто винят гаджеты. Но оградить детей от них невозможно. Использование, например, планшетов предполагается даже на школьных уроках. Как минимизировать вред от электронных устройств?

– Как при чтении обычных, так и электронных книг нужно соблюдать правила гигиены зрения. Нельзя пользоваться гаджетами в темноте (освещение не должно быть слишком тусклым или слишком ярким), подносить портативное устройство (или бумажную книгу) близко к глазам (оптимальное расстояние – 30–35 см). Текст на всех гаджетах должен быть крупным (чтобы ребёнок мог читать, не напрягая зрение). Помните золотое правило офтальмологов – каждые 20 минут необходимо делать перерывы в работе (отрывать свой взгляд от монитора, смотреть вдаль, менять положение тела).

Для профилактики миопии ребёнок должен не менее 2–3 часов в день проводить на свежем воздухе, заниматься спортом. Оптимальными для глаз считаются виды спорта, которые переключают зрение с близкого расстояния на дальнее (бадминтон, настольный теннис, волейбол). Это обеспечивает естественную релаксацию глаз. Кроме того, нельзя перегружать зрительную систему во внеурочное время – ребёнок не должен весь день напролёт сидеть, уткнувшись в книгу, независимо от того, бумажная она или электронная.

– Можно ли детям читать лёжа или в транспорте? Некоторые врачи говорят, что это даже полезно…

– Читать лёжа не рекомендуется, по­скольку трудно выдержать необходимое расстояние до бумажного или электронного носителя. При чтении на боку расстояние от книги до каждого глаза может быть неодинаковым, что приводит к большему напряжению и  асимметричной нагрузке на шейный отдел позвоночника.

Недолгое чтение в транспорте – если освещение хорошее и нет сильной тряски – вреда не принесёт. Нежелательно читать в машине – сильная тряска требует дополнительных усилий для фиксации глаз, туловища и головы, а это способствует быстрому утомлению.

Есть общее правило: если при чтении вы чувствуете дискомфорт и не понимаете его причину, лучше прервать чтение.

Опасное лето. Болезни глаз, которые могут развиться у детей на каникулах

Очки или линзы?

– Многие родители против ношения очков и линз. Считается, что в них глаз может облениться и совсем перестать работать.

– Нельзя носить неправильные (субъективно подобранные очки) – от них действительно вреда может быть больше, чем пользы. Но грамотно подобранные очки или линзы ребёнку с плохим зрением необходимы – без них зрительный аппарат испытывает чрезмерное напряжение, что способствует прогрессированию близорукости.

При врождённой миопии, астигматизме, анизометропии не носить очки вдвойне опасно, так как могут возникнуть осложнения – ленивый глаз (амблиопия) и/или косоглазие.

– Что лучше для детей – очки или линзы?

– У каждого средства есть свои плюсы и минусы. Очки – бесконтактный и самый безопасный способ коррекции зрения. Сегодня существуют очки специальной конструкции (перифокальные или прогрессивные), которые позволяют снизить темп прогрессирования миопии.

Линзы незаменимы в тех случаях, когда невозможно использование очков (например, при врождённой миопии или анизометропии, астигматизме). Линзы позволяют получить более чёткое зрение (как центральное, так и периферическое) и не создают ограничений в занятиях спортом. Но линзы требуют специального ухода, поэтому они подходят сознательным и дисциплинированным детям либо тем, кто постоянно находится в поле зрения взрослых. При ношении контактах линз существует риск развития осложнений, связанных как с индивидуальной непереносимостью (аллергические реакции), так и с несоблюдением правил хранения и ношения линз (инфекции). Линзы нельзя использовать во время острых воспалительных заболеваний глаз и организма. 

Нюансов много, поэтому вопрос выбора способа коррекции должен решаться врачом-офтальмологом.

Ночное лечение

– Правда ли, что ночные линзы – самый прогрессивный способ обуздания близорукости?

– Это один из новых и эффективных способов временного снижения или устранения миопии. Ночные (ортокератологические) линзы замедляют темпы прогрессирования миопии на 40–70% по сравнению с обычными очками. Средний возраст начала ношения ночных линз – 9–10 лет, но при необходимости они могут быть применены и раньше.

Дополнительный бонус от использования ночных линз – улучшение зрения в течение дня после ночного ношения. Но для этого линзы нужно использовать регулярно. При длительном перерыве зрение возвращается к исходному уровню (в среднем через 3–4 недели).

– В каких случаях и в каком возрасте может идти речь о необходимости операции?

– Хирургическая коррекция зрения при близорукости проводится при стабилизации миопии (то есть в возрасте 18+). В более раннем возрасте эффект от операции может быть непредсказуем.

– Когда появятся способы не сдерживания прогрессирования близорукости, а улучшения зрения у детей?

– Если говорить о близорукости, то такие методы уже существуют. Они включают и медикаментозные, и хирургические методики, а также оптические и физические методы воздействия.

Для улучшения зрения у детей с различными другими заболеваниями используют современные медикаментозные препараты (генно-инженерные, антиглаукоматозные, противовоспалительные, антиангиогенные препараты для введения внутрь глаза), новые способы лазерной и инструментальной хирургии. Достигнуты большие успехи в лечении врождённых катаракт с использованием искусственных хрусталиков с раннего возраста, активно применяются лазерные хирургические методики, проводимые без вскрытия глаза. Есть определённые результаты в лечении катаракты, глаукомы, увеитов и др. Однако существуют тяжёлые заболевания, трудно поддающиеся лечению, в отношении которых пока ведутся научные исследования.

– Можно ли улучшить зрение с помощью правильного питания или приёма специальных добавок?

– Для правильного развития и работы глаз необходимо, чтобы рацион ребёнка был сбалансированным, а все необходимые компоненты (белки, жиры, углеводы, витамины и биологически активные вещества) поступали в организм ребёнка в нужном количестве. 

Для уменьшения усталости глаз при зрительной нагрузке и профилактики развития дистрофии сетчатки офтальмолог может назначить препараты, содержащие антоцианы (экстракт черники) и каротиноиды (лютеин, зеаксантин), цинк, селен, витамины А и Е. Чаще такие вещества выпускаются в виде БАД. Целесообразно использовать также препараты полиненасыщенных жирных кислот (омега-3), которые благоприятно воздействуют на многие функции организма, в том числе и на зрение. Однако во всём нужно соблюдать меру. Биологически активные добавки обычно имеют многокомпонентный состав, из-за чего могут вызывать аллергические реакции.

Источник: aif.ru

Нет комментариев

Оставте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 × четыре =