© / Yuganov Konstantin / Shutterstock.com Наш эксперт — детский и семейный психолог, клинический психолог Марина Богомолова. Какой мальчишка не представлял себя героем? Например, Человеком-пауком, ловко прыгающим... Я не трус, но я боюсь! Могут ли страхи быть полезными

© /

Yuganov Konstantin

/ Shutterstock.com

Наш эксперт — детский и семейный психолог, клинический психолог Марина Богомолова.

Какой мальчишка не представлял себя героем? Например, Человеком-пауком, ловко прыгающим с небоскрёба на небоскрёб и голыми руками останавливающим поезд, или Бэтменом, не знающим страха скорости, темноты и самой смерти? Но в обычной жизни и детей, и взрослых пугает слишком многое. Как с этим бороться и, главное, надо ли?

Есть и плюсы

Бывают дети от природы менее осторожные, другие, наоборот, чересчур боязливы. На это влияют наследственность, организация нервной системы, темперамент. Но вообще-то страх — наша базовая эмоция и даже защитный механизм, берегущий от опасностей. Польза от страха может быть в том, что он может научить ребёнка быть более осторожным, внимательным, собранным, ответственным. Поэтому бояться нормально. А вот быть абсолютно бесстрашным — не совсем. Так, полное отсутствие чувства опасности, например, порой встречается при аутизме или при органических нарушениях мозга.

Что может напугать

Каждому возрасту присущи свои страхи. Более того, их наличие — один из показателей нормального развития ребёнка.

0–6 месяцев.

Дети проявляют беспокойство при отсутствии матери, пугаются громких неожиданных звуков.

7–8 месяцев.

Пора появления страха чужих людей.

1–3 года.

В это время у малыша идёт активное формирование мышления и речи, а также происходит осознание собственного «Я», могут появляться разные фантазии. Дети часто боятся Серого Волка из сказки или злого персонажа из мультиков. Задача родителей — не пугать детей специально, поскольку малыш верит, что эти герои абсолютно реальные и могут причинить ему вред.

В этот же период у детей часто возникает боязнь врачей и боли. Малыши ещё не в состоянии осознать, что врачебные манипуляции призваны им помочь, а не просто причинить боль.

3–6 лет.

На этом этапе уже формируются сложные чувства, такие как вина, стыд, нежность, любовь. А также зарождаются зачатки первых социальных страхов — боязнь быть отверженным прежде всего. В этом возрасте дети очень боятся потерять любовь мамы и папы. И родителям ни в коем случае нельзя этим манипулировать, говоря, что, мол, если будешь так себя вести, я тебя не буду любить. В период 3–6 лет дети активно фантазируют, узнают много нового. И чем больше они познают, тем разнообразнее их страхи. Бояться этого не надо, а вот устойчивые фобии должны родителей насторожить.

7 лет.

Время появления триады страхов: боязнь одиночества, темноты и замкнутых пространств. Даже давно спящие отдельно дети в этом возрасте начинают периодически прибегать в кровать к родителям. Ругать их за это не надо. К 7 годам у ребёнка часто появляется и страх смерти. Наступает пора бояться зомби, призраков. В этом возрасте дети начинают осознавать, что родители и они сами, как и все люди, смертны, и это не может их не пугать. Об этом тоже надо говорить с детьми честно, ничего не выдумывая, не уходя от темы, но при этом спокойно, без ненужных эмоций. Успокоить малыша легко, сказав, что, хотя смерти и не избежать, это произойдёт нескоро, в глубокой старости, а до этого будет долгая-долгая и прекрасная жизнь. Для маленького ребёнка такая длительная перспектива представляется чем-то необозримым и практически нереальным, что уменьшает тревогу.

С 8–9 лет и уже в течение всей жизни.

Активно формируются социальные страхи. Ребёнок боится потерять любовь и уважение родителей и сверстников, опасается не быть как все, переживает нюансы взаимоотношений со сверстниками. Это очень важный период для формирования самооценки. И тут помимо родителей очень важна роль других взрослых — педагогов, тренеров, а также сверстников: одноклассников, товарищей по двору или секции. Поэтому родителям следует очень внимательно относиться к окружению своих детей, а также выбирать тех учителей и наставников, которые могли бы только укрепить самооценку ребёнка, а не подорвать хрупкую уверенность в себе.

Как нужно реагировать

В каком бы возрасте ни был ребёнок, родители не должны реагировать на детские страхи агрессивно (винить, стыдить чадо или угрожать, требовать от него перестать бояться). Также нельзя игнорировать проблему, делая вид, что она не стоит внимания. Ведь ребёнку очень нужна эмоциональная поддержка, и, если её лишить, это лишь закрепит и усилит страх. Ощущение, что все его покинули, оставили незащищённым перед опасностью, может вынудить чадо, например, уйти в виртуальный мир, где, как ему кажется, его поддержат и защитят. А ведь в Интернете его могут подстерегать настоящие опасности. Помимо этого, устойчивые детские страхи, которые старшие не принимают всерьёз, грозят в будущем перерасти в ту или иную фобию.

Ещё одна частая ошибка родителей трусишек — поддерживать изоляцию ребёнка, прятать его от мира, где его всё пугает. В будущем из такого малыша может вырасти социофоб. Поэтому лучшим лечением повышенной тревожности ребёнка станет социализация. Но только не насильственная, ни в коем случае. Важно не просто отдать чадо в детский сад или записать в кружок или секцию, а устроить малыша туда, где ему будет душевно спокойно и комфортно, ну и, конечно, интересно.

1. По наследству

Боязнь змей и пауков сформировалась у людей в процессе эволюции. Эти существа пугают даже тех, кто никогда их не видел.

2. Сердце в пятках

Страх заставляет наше сердце ускоряться до 130 ударов в минуту, а кровь при этом теряет до 20% кислорода.

3. Запах страха

Собаки могут унюхать страх, исходящий от человека. Когда мы боимся, изменяется состав нашего пота и его запах.

Источник: aif.ru

Нет комментариев

Оставте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 + десять =