Добавить в избранное
Лечение Суставов Все о лечении суставов

Сколиоз фото детей у 6 лет

Содержание

Дисплазия соединительной ткани у детей: причины, типы, признаки, как лечится

Многие годы безуспешно боретесь с БОЛЯМИ в СУСТАВАХ?

Глава Института: «Вы будете поражены, насколько просто можно вылечить суставы принимая каждый день средство за 147 рублей...

Читать далее »

 

ДСТ или дисплазия соединительной ткани у детей приводит к появлению комплекса синдромов. Их наличие снижает качество жизни ребёнка, негативно сказывается на его физическом развитии и психоэмоциональном состоянии. Если маловозрастному пациенту своевременно не оказать квалифицированную помощь, он может в скором будущем стать инвалидом.

Содержание статьи:
Причины
Признаки развития болезни
Методы лечения
Прогноз

Особенности соединительнотканной дисплазии у детей

Дисплазией соединительной ткани (ДСТ) называют комплекс синдромов, появление которых спровоцировано расстройством процессов образования и развития соединительной ткани (СТ). Это нарушение начинается ещё во время внутриутробного формирования плода и продолжается после рождения ребенка на протяжении многих лет.

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Артрейд. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

врач и девочка

Вследствие постоянного дефицита веществ, необходимых для строения соединительной ткани, у детей начинает деформироваться скелет, структура дыхательной, сердечно-сосудистой и прочих систем. Особенностью ДСТ является отсутствие симптоматики у новорожденного. В первом году жизни могут выявить суставную дисплазию, а в подростковом возрасте врачи уже диагностируют наличие нескольких синдромов одновременно. Неадекватное лечение соединительнотканной недостаточности приводит к инвалидности или внезапной смерти пациента.

Код по МКБ―10

В МКБ―10 нет кода «дисплазия соединительной ткани». Врачи при постановке диагноза записывают шифр ведущего синдрома болезни как основную патологию, и дополняют вторичными (фоновыми) нарушениями, осложнениями.

Причины и провоцирующие факторы развития ДСТ

Причиной соединительнотканной дисплазии считается качественный, количественный дефект образования белков, из которых в дальнейшем должен формироваться эластин, фибриллин, коллаген и прочие вещества, необходимые для развития СТ. Такое явление провоцирует мутация генов, что приводит к рождению младенца с неполноценной соединительной тканью.

К провоцирующим факторам ДСТ относят генетическую предрасположенность (наличие данной болезни в семейном анамнезе), дефицит магния и других полезных веществ, вредные привычки женщины, токсикоз или медикаментозное лечение во время беременности. Сюда также причисляют работы, терапию либо косметические процедуры, связанные с излучениями, плохую экологию.

Классификация ДСТ у детей

По типу болезни выделяют недифференцированную и дифференцированную дисплазию соединительной ткани у детей. Нарушение развития СТ также квалифицируют по преимущественному синдрому или локализации патологических изменений.

врач осматривает пациентаК дифференцированной ДСТ относят дисплазию с выраженной клинической картиной, определёнными дефектами. В эту группу входят несовершенность костной ткани (хрустальные люди), синдромы Эйлерса-Данло, Марфана и вялой кожи. К недифференцированной ДСТ относят нарушение образования СТ, при котором происходят изменения структур в нескольких системах организма одновременно. При развитии этого типа соединительнотканной недостаточности детская карточка «пестрит» диагнозами.

Клиническая картина ДСТ и признаки развития болезни у детей

У ребенка диспластическое изменение соединительной ткани становится заметными в период с 2-месяцев до 12 лет. Признаки болезни могут проявляться единичными или множественными нарушениями.

Какие синдромы бывают у ребенка на фоне дисплазии соединительной ткани:

  1. Синдром патологии стопы. Считается первым признаком ДСТ. Проявляется косолапостью, варусным или вальгусным искривлением ступни, плоскостопием.
  2. Синдром неврологического нарушения. Проявляется мигренью, паническими атаками, вегетососудистой дистонией и прочими признаками вегетативной дисфункции.
  3. Астенический синдром. Диагностируют чаще у детей старше 5 лет и школьников. Проявляется повышенной утомляемостью, ухудшением работоспособности, снижением толерантности к различным видам нагрузок.
  4. Клапанный синдром. Проявляется дисфункцией (пролапсом) и/или дегенерацией сердечных клапанов, аневризмой либо расширением аорты.
  5. Торакодиафрагмальный, вертеброгенный синдромы. Проявляются деформацией позвоночного столба, остеохондрозом, грудной клетки и смещением диафрагмы, сердца, сдавливанием легких, перекручиванием сосудов, просветов бронхов.
  6. Сосудистый синдром. Начинает прогрессировать в подростковом возрасте. Врачи выявляют расширение, выпячивание стенки или чрезмерную извитость артерий, вен.
  7. Торакодиафрагмальное сердце. Проявляется кардиомиопатиями, изменениями мышечных структур в миокарде, нарушением соотношений размеров его отделов, объема артерий.
  8. ДСТАритмический синдром. Проявляется нарушением ритмичности сокращений сердца.
  9. Бронхолегочный синдром. Проявляется различными аномальным развитием дыхательных путей, нарушениями вентиляции легких, спонтанным пневмотораксом.
  10. Изменения артериального давления. Проявляется гипотонией.
  11. Синдром иммунологических нарушений. Проявляется аутоиммунными нарушениями, аллергическими реакциями, иммунодепрессивным состоянием.
  12. Висцеральный синдром. Проявляется смещением почек и опущением других органов брюшины и малого таза, нарушением моторики ЖКТ, рефлюксами.
  13. Синдром патологии органа зрения. Проявляется миопией, косоглазием, отслойкой сетчатки, прочими офтальмологическими заболеваниями.
  14. Геморрагические дисплазии. Проявляются нарушением процессов синтеза тромбоцитов, гемоглобина, синдромом Рандю–Ослера–Вебера или Виллебранда.
  15. Синдром гипермобильности суставов. Определяется в раннем детстве, но выраженность снижается к 30 годам. Проявляется повышенной растяжимостью структур связочно-сухожильного аппарата, частыми вывихами.
  16. Косметический синдром. Проявляется аномалией прикуса, готическим нёбом, сильной асимметрией лица, вальгусным или варусным искривлением конечностей, истончением кожи, чрезмерной худобой, прочими внешними дефектами.
  17. Нарушения психической сферы. Проявляется частыми депрессиями, тревожностью, фобическими и другими расстройствами неврогенного характера.
  18. Синдром внезапной смерти. Вышеуказанные морфофункциональные изменения структур сердечнососудистой системы вследствие соединительнотканной дисплазии, развивающейся у детей либо взрослых, повышают риск летального исхода.

гипермобильность суставовК внешним признакам прогрессирования ДСТ у ребенка относят начало искривлений скелета: сколиоз, кривые зубы, длинные пальцы на руках или другие отклонения от нормы физиологического развития. У него также заметна мышечная недостаточность, неправильная форма ушей, чрезмерно растяжимая кожа и суставная гибкость. У ребенка часто случаются подвывихи, повреждения сухожилий, артралгии, появляется боль в сердце, животе или других системах организма, которые претерпевают патологические изменения.

Дети с соединительнотканной недостаточностью составляют группу психологического риска с суицидальной наклонностью. Из-за астении и наличия косметического синдрома они часто впадают в депрессию, не имеют психоэмоциональной стабильности, становятся пессимистами, присутствуют и другие неврологические признаки.

Какой врач лечит ДСТ

Синдромом дисплазии соединительной ткани у взрослых и детей занимаются генетики и врачи в специализированных медицинских центрах. Но также ДСП лечат педиатры (терапевты) с привлечением неврологов, кардиологов, ортопедов, гастроэнтерологов, а при необходимости – и других докторов.

Диагностика соединительнотканной дисплазии

Детям с подозрением развития дисплазии соединительной ткани проводят клинико-генетическое обследование. Педиатр собирает анамнез, дает направление к другим врачам. Каждый специалист осуществляет физикальное исследование (осмотр, измерение параметров, наличие одного или нескольких синдромов и так далее), потом ставит первичный диагноз.

Обязательные диагностические методы выявления нарушений на фоне ДСТ:

  • общий и биохимический анализ крови;
  • тест запястья;
  • УЗИ внутренних органов;
  • МРТфлюорография;
  • рентген грудной клетки, суставов, позвоночника;
  • КТ, МРТ;
  • анализ суточной мочи (на ДСТ указывает наличие глюкозаминогликанов, оксипролина в пробе);
  • электромиография;
  • офтальмологические тесты;
  • ЭхоКГ, ЭКГ, суточный мониторинг сердца и артериального давления;
  • ФГДС;
  • электроэнцефалография;
  • бронхоскопия;
  • ИФА;
  • скрининг-тест папиллярного рисунка кожи передней брюшной стенки.

Для подтверждения болезни проводят молекулярно-генетические исследования крови.

Лечение ДСТ у детей

При соединительнотканной дисплазии используют диетотерапию, лекарственную и немедикаментозную терапию. Целесообразно применять эти методы комплексно до 2 раз в год. Оптимальный курс лечения – 4 месяца.

Немедикаментозная терапия ДСТ

К немедикаментозному лечению детей с ДСТ относят массаж, коррекцию структур опорно-двигательного аппарата ортопедическими конструкциями (стельки, корсеты, ортезы), физио― и психотерапию. Прописывают также ЛФК и дыхательную гимнастику до 4 раз в неделю по 20 минут. Упражнения с целью укрепления мышечного корсета выполняют лежа. На протяжении 3―5 лет рекомендуется проводить санаторно-курортное лечение.

Физиопроцедуры при ДСТ:

  • coлянo-xвoйныe вaнныэлектрофорез на воротниковую или надпочечную зону;
  • магнито―, индукто― и лазеротерапию;
  • подводный или точечный массаж лазером с гелий-неоновым излучением;
  • соляно-хвойные ванны;
  • водная гимнастика;
  • сухие сауны (25 процедур на протяжении 4 месяцев).

При незначительных диспластических нарушениях ребенку показан общий режим дня с дозированным трудом/учебой и нормальным чередованием работы/отдыха. Если диагностировали несовершенный остеогенез, назначают ношение корсетов и рекомендуют вести щадящий образ жизни (нельзя бегать, прыгать и так далее).

Диетотерапия при ДСТ

Несбалансированное питание ускоряет прогрессирование диспластических изменений в организме. Вид лечебного стола по Певзнеру назначают после обследования ЖКТ гастроэнтерологом.

При соединительнотканной дисплазии рекомендуется употреблять продукты, богатые белком и витаминами группы B, орехи, рыбу и говядину, БАД с комбинированными хондропротекторами. Они нормализуют белковый метаболизм. Пища с содержанием аскорбиновой кислоты, токоферола и микроэлементов улучшают синтез коллагена. При чрезмерном росте ребенку полезно употреблять соевое масло, сало, тыквенные семена и препараты, тормозящие продуцирование соматотропного гормона.

Медикаментозная терапия

Лекарственное лечение направлено на купирование симптомов и устранение патологических причин дисплазии соединительной ткани. В симптоматической терапии используют болеутоляющие, адаптогенные, седативные препараты, β-блокаторы и прочие медикаментозные средства.

Патогенетическое лекарственное лечение направлено на:

  • активацию синтеза коллагена;
  • коррекцию нарушений образования гликозоаминогликанов;
  • нормализацию минерального, витаминного метаболизма;
  • повышение биоэнергетического запаса;
  • нормализацию процессов перекисного окисления и уровня свободных аминокислот.

таблеткиДети с ДСТ нуждаются в заместительной терапии с применением пролина, аргинина, тирозина и других веществ, необходимых для коррекции процессов развития соединительной ткани.

Особое значение имеет лечение магнийсодержащими лекарственными препаратами. Магнерот, Магне В6, и другие средства с элементом Mg повышают толерантность организма к физическим нагрузкам, снижают выраженность симптомов вегетативных, астенических и кардиальных нарушений.

Распространенная схема терапии соединительнотканной дисплазии:

  1. Первый этап. Милдронат внутривенно по 5 мл на протяжении 10 дней, затем – 250 мг дважды в сутки 12 дней, а позже переходят на Актовегин капельно или внутрь. Магнерот в течение недели по 2 таблетки трижды в день, затем по 1 таб./3 раза/сутки на протяжении месяца. Витамин C (если нет противопоказаний) по 0,6 г/сутки – до 4 недель.
  2. Второй этап. Цинкит принимают по 2 таблетки/сутки на протяжении 4 месяцев. Рибоксин назначают по 1 таб./3 раза день в течение 8 недель.
  3. Третий этап. Пьют раствор 1% сульфата меди по 10 капель трижды в день на протяжении месяца. Структум дважды в сутки и Кальций Сандоз 3 раза день – по 500 мг в течение 3 месяцев. Мексидол 2 мл внутривенно в течение двух недель.

Вместе с лекарственным лечением рекомендуется употреблять отвары корня шиповника и других лимфотропных трав. Каждые две недели принимают новое средство.

Хирургическое лечение

Хирургическое вмешательство проводят по строгим показаниям, если выявленное нарушение несет угрозу жизни ребенка, есть выраженный болевой синдром. Торокопластику, удаление хрусталика, протезирование клапанов и другие виды операций делают при сильной деформации скелета, в случае аномалий строения сосудов, сердца, структур глаз.

Прогноз ДСТ

Благоприятный прогноз лечения врачи дают при локализованном типе патологии. Если у ребенка выявили недифференцированную форму ДСТ с множественными диспластическими изменениями – терапия останавливает прогрессирование болезни, но не возвращает нормальное физиологическое строение.

ребенок на осмотреПри несвоевременном выявлении ДСТ или неправильном подборе методов лечения повышен риск ранней инвалидности ребенка или внезапной смерти из-за необратимых процессов в сердечно-сосудистой системе.

Показания и противопоказания при ДСТ у детей

При соединительнотканной дисплазии родителям нужно щепетильно соблюдать врачебные рекомендации и следить за дозированием нагрузок больного малыша.

Ребенку с ДСТ показано:

  • ежедневное выполнение укрепляющих мышцы упражнений по 15―30 минут (в положении лежа);
  • прогулки пешком;
  • плавание;
  • езда на велосипеде;
  • ЛФК по ослабленной программе;
  • соблюдение принципов правильного питания;
  • употребление обогащенной пищи белком, витаминами С, А, группы В, Е, РР, селеном, кальцием, магнием, медью, фосфором, цинком;
  • ежегодное обследование;
  • консультации психолога.

При соединительнотканной недостаточности ребенку не рекомендуется проживать в местностях с жарким климатом или загрязненной экосистемой, нельзя поднимать вес больше 3 кг, заниматься танцами или контактными видами спорта. Противопоказано детям с ДСТ также выполнять вытяжение позвоночника, работу (гимнастику), требующую больших физических или психических нагрузок, связанную с вибрацией.

Профилактика ДСТ

Профилактику ДСТ немедикаментозными методами рекомендуется проводить не только ребенку, но и всем членам семьи. Сюда относят диетотерапию, занятия ЛФК, физиолечение, психотерапию. Также следует людям с дисплазией СТ ежегодно делать лекарственную коррекцию метаболических нарушений для активации образования коллагена, посещать санаторные учреждения, выполнять другие врачебные рекомендации.

Вылечить артроз без лекарств? Это возможно!

Получите бесплатно книгу «Пошаговый план восстановления подвижности коленных и тазобедренных суставов при артрозе» и начинайте выздоравливать без дорогого лечения и операций!

Получить книгу

Лечебная физкультура для детей – это не только метод лечения уже возникших заболеваний, но и способ их профилактики с помощью физических упражнений.

Каковы плюсы от занятий ЛФК?

Физическая активность является необходимым условием для нормального развития растущего организма, о чём, к сожалению, взрослые часто забывают. А ведь детская физкультура, помимо лечебно-профилактической, несёт ещё и воспитательную функцию: малыш приобретает гигиенические навыки, познаёт окружающий мир и себя в нём. Занятия ЛФК важны для гармоничного развития опорно-двигательного аппарата у детей любого возраста, формирования осанки у детей дошкольного и школьного возраста, а также укрепления позвоночника и мышц спины, устранения асимметрии осанки при сколиозе.Физическая активность является необходимым условием для нормального развития растущего организма

Упражнения полезны для профилактики и лечения при нарушении осанки, коррекции при плоскостопии, развития силы, ловкости, выносливости, нормализации работы эндокринной системы и укрепления иммунитета. Также занятия будут важны для улучшения адаптации ребёнка в школе, повышения устойчивости к стрессам, улучшения успеваемости у детей школьного возраста и улучшения эмоционального фона, гипосенсибилизации (снижения чувствительности к аллергенам), а также общего укрепления организма.

Виды нагрузок

К ЛФК можно отнести не только комплексы упражнений, но и любой вид активного отдыха: игры, занятия спортом, гимнастика, проводимая в виде разминки учителем в течение школьного урока. Физкультура для малышей характеризуется занятиями в игровой форме. Для детей школьного возраста используется и классический гимнастический метод ЛФК.

Упражнения подразделяются на общие, используемые для укрепления организма в целом, и специальные, воздействующие на определённую систему, например, направленные на укрепление позвоночника, мышц ног и спины при сколиозе и плоскостопии.

Выделяют большой класс динамических упражнений, к которым относятся активные и пассивные движения, и класс статических упражнений, направленных на удержание определённого положения тела. Пассивные движения часто включаются в комплекс гимнастики для детей первого года жизни.

По характеру выделяют: дыхательные, корригирующие, расслабляющие, растягивающие, координационные упражнения. У малышей до года используются рефлекторные упражнения. На протяжении дошкольного периода предпочтительно применять класс игровых упражнений.На протяжении дошкольного периода предпочтительно применять класс игровых упражнений

НАШИ ЧИТАТЕЛИ РЕКОМЕНДУЮТ!

Для лечения суставов наши читатели успешно используют Артрейд. Видя, такую популярность этого средства мы решили предложить его и вашему вниманию.
Подробнее здесь…

Противопоказания

Занятия не показаны при острых и злокачественных заболеваниях, кровотечениях, декомпенсированных пороках сердца. Не начинайте занятия при лихорадке, плохом самочувствии, нарушении сердечного ритма.

Какие правила нужно соблюдать при занятиях ЛФК?

Посетите врача, так как может потребоваться обследование, например, при сколиозе. Необходимо заниматься со специалистом, который сможет правильно оценить состояние здоровья ребёнка. Нагрузка должна постепенно расти. Движения не должны приносить боль. Избегайте однообразных упражнений, так как детишкам дошкольного и младшего школьного возраста может стать скучно. Нельзя допускать утомления ребёнка.

Не следует заниматься на полный желудок, лучше проводить занятия за 30 минут до еды или через 45-50 минут после неё.

Помещение должно быть проветренным, температура воздуха не выше 22 градусов. У детей дошкольного возраста, а особенно у детей до года, занятия следует начинать и заканчивать поглаживанием, также стоит ввести этот приём между выполнением движений. Для старших детей необходимо включать в комплекс дыхательные и расслабляющие упражнения.

Соблюдайте регулярность и этапность занятий: необходимо начинать с разминки, далее следует основная часть и заминка. Продолжительность и количество курсов ЛФК назначается врачом, обычно проводится 2-3 курса в течение года.Соблюдайте регулярность и этапность занятий

Упражнения для детей первого года жизни

В возрасте до года, в основном, используются пассивные и рефлекторные движения, а также элементы массажа. В возрасте до 3 месяцев применяются поглаживания и рефлекторные упражнения:

  • надавливание на подошву у основания пальцев (вызывает сгибание пальцев);
  • проведение по наружной стороне подошвы по направлению к пятке (вызывает разгибание пальцев);
  • рефлекторное ползание;
  • проведение большим и указательным пальцами вдоль позвоночника снизу вверх (вызывает рефлекторное разгибание позвоночника);
  • во время занятий следует ласково разговаривать с малышом;
  • после каждого упражнения производится поглаживание.

У детей старше 3 месяцев в комплекс включается класс пассивных упражнений:

  • сгибание и разгибание рук;
  • разведение рук и скрещивание их на груди;
  • сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах;
  • поворот со спины на живот и обратно;
  • ползание за предметом;
  • поднятие рук за игрушкой;
  • упражнения проводятся попеременно с поглаживаниями, растираниями.

В возрасте до 3 месяцев применяются поглаживания и рефлекторные упражненияПо мере того как ребёнок учится стоять и ходить, добавляется класс активных упражнений:

  • проведение разминки и заминки в виде пассивных движений;
  • топание на месте;
  • ходьба с поддержкой;
  • наклон за игрушкой;
  • перешагивание преграды.

Помните, что занятия ЛФК с раннего возраста способствуют равномерному укреплению мышц, профилактике искривления позвоночника и формированию правильной осанки с детства, ведь основной класс нарушений дошкольного периода — это сколиоз и плоскостопие.

Упражнения при сколиозе и нарушении походки

Основной задачей при сколиозе является укрепление мышц спины и создание мышечного корсета для поддержания правильного положения позвоночника. Помните: вашему ребёнку может потребоваться индивидуальный комплекс коррекции осанки, для разработки которого необходимо обратиться к специалисту! При быстропрогрессирующем сколиозе (с нарастанием угла искривления позвоночника более 10 градусов в течение года) может потребоваться операция!Ребёнку может потребоваться индивидуальный комплекс коррекции осанки

Примерный комплекс упражнений при сколиозе 1 степени:

Начало с разминки, установки и контроля правильной осанки.

Ходьба по кругу с контролем осанки в зеркале в течение 1 минуты.

Ходьба с поднятыми прямыми руками в течение 40 секунд.

Ходьба на носках с разведёнными руками – 40 секунд.

Ходьба на пятках – 30 секунд.

Поочерёдное выбрасывание прямых рук вверх (10-12 раз).

Наклоны корпуса в стороны (10 раз).

Руки на пояс, пятки вместе, носки врозь. Присесть, вытянув руки вперёд, вернуться в исходное положение (10-15 раз).

Поднятие гимнастической палки вверх и отведение прямой ноги назад (4-6) раз.

Сгибание ног в коленных и тазобедренных суставах из положения лёжа на спине, руки за головой (6-8 раз). Выполнение медленное, с напряжением мышц спины.

Упражнение «велосипед» (6-8 раз).Малышам полезно заниматься гимнастикой

Поочерёдное поднимание прямых ног из положения лёжа (4-6 раз).

Лёжа на спине, руки согнуты в локтях. Прогибание спины с упором на локти и пятки (3-4 раза).

Поднятие большого мяча на вытянутых руках (8-10 раз).

Ходьба с высоким подниманием коленей — 2-3 минуты.

Ходьба с замедлением темпа.

Контроль осанки.

Активные движения чередуются с упражнениями на расслабление мышц спины и дыхательными упражнениями. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста в комплекс ЛФК при сколиозе и другом нарушении осанки добавляется элемент игры.

Упражнения при плоскостопии

Плоскостопие возникает из-за слабости мышечно-связочного аппарата голени и стопы. Целью занятий ЛФК при плоскостопии является укрепление этих мышц и связок. Коррекция этого заболевания необычайно важна ещё и потому, что оно влияет на состояние суставов, спины и позвоночника. Чем младше ребёнок, тем эффективнее будет лечение при таком нарушении, предпочтительно начинать с дошкольного возраста. Целью занятий ЛФК при плоскостопии является укрепление этих мышц и связокОсновной класс упражнений при плоскостопии — ходьба:

Начало с общей разминки.

Ходьба на носках.

Ходьба с опорой на наружный край стопы.

Ходьба с согнутыми пальцами и приведёнными стопами.

Захватывание и перемещение стопами мячика.

Захватывание пальцами стопы палки.

Ходьба по бревну.

Данные упражнения используются не только при плоскостопии, но и для его профилактики.

Детям дошкольного возраста при прогулках в тёплое время года можно снимать обувь и ходить босиком по земле, траве, что способствует повышению настроения, укреплению мышц ног, закаливанию, полезно не только при плоскостопии, но и при нарушении осанки и походки.

2016-03-28

Добавить комментарий

Ваше имя

Ваш комментарий